Газета «Литературные известия», № 10 (102), 2013 г.


Александр Файн «Так это было». М.: «Вест-Консалтинг», 2013 г.


Новая книга рассказов Александра Файна «Так это было» выпущена московским издательством «Вест-Консалтинг» тиражом всего в 1000 экземпляров, что, впрочем, уже не удивляет, поскольку в последнее время наметилась некая тенденция сокращения тиражей «умных» книжек (о переиздании классиков, конечно, речи не идет).
В авторах предисловий и послесловий к книге числятся министр культуры России Владимир Мединский, писатели Виктор Ерофеев и Эдуард Просецкий, критик Владимир Коркунов. Как видим, компания собралась весьма серьезная и уважаемая.
Если говорить об основной теме объединяющей почти все рассказы сборника, то, пожалуй, это желание героев поступать правильно. Правда, правильно, со своей точки зрения. Но правильность поступков героев может не всегда оказаться правильной по отношению к окружающим их людям.
Правильность поступков одних вызывает уважение, сочувствие, понимание: генерал, решивший остаться вдовцом до конца дней («Дуська-Евдокия»); Нина, «освободившая и обеспечившая» добровольным уходом из жизни, как ей кажется, счастье дочери («Не оступись, доченька»); Николай, наконец-то решившийся на отношения с женщиной («Решение»). Но иногда желание поступать правильно обретает не совсем приемлемую форму: экс-артист балета Рафаэль, лишившийся карьерного роста из-за отказа «стучать» на коллег, становится, по сути, кляузником, хотя толкает его на этот шаг как раз несправедливое действие местной милиции.
Рассказы-ретроспекции, рассказы-ситуации, в которых оказываются герои, раскрывая свои человеческие качества. Ситуации, описанные в книге Файна, отсылают нас к событиям века минувшего, порой они перекликаются с «Колымскими рассказами» Шаламова, где-то прослеживаются зощенковские и шукшинские интонации.
Вполне вероятно, что отчасти в некоторых рассказах присутствуют и некоторые автобиографические моменты. Незримое присутствие автора, его тонкая, почти неуловимая связь с героями и, в то же время, отстраненность, непредвзятость в изложении дают возможность читателю попробовать разобраться в ситуации в силу своего жизненного опыта.
Автор не дает оценок действиям своих персонажей, он скорее как оператор, фиксирующий на кинопленке события, прокручивает их перед нами. Нет правых и нет виноватых. Каждый делает или сделал свой выбор, выбор, который в момент принятия считает единственно верным.

Светлана ТЕНЕТКО

  Биография ல  Библиография ல  Произведения ல  Новости ல  Фотоальбом ல  Пресса ல  Гостевая ல  Контакты