«Литературные известия», № 26 (30) 2009



АЛЕКСАНДР ФАЙН
В БОЛГАРСКОМ КУЛЬТУРНОМ ИНСТИТУТЕ

10 декабря 2009 в 19.00 в Болгарском культурном институте Ленинградский проспект, 20) состоялась презентация книги Александра Файна "Прости, мое красно солнышко" (издательство "Астрель", 2009).

Предлагаем вашему вниманию стенограмму этой презентации.

Евгений Степанов:

— Дорогие друзья! Сегодня мы представляем книгу Александра Марковича Файна "Прости, мое красно солнышко".

Александр Файн пишет в основном о Колыме, где мальчиком провел шесть лет. Его книги основаны на суровом жизненном материале, но всегда человеколюбивы. Может быть, поэтому его книги успешно продаются и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Берлине, и в Иерусалиме…

Книга "Прости, мое красно солнышко" стала заметным событием в литературной жизни России.

И сейчас я приглашаю на эту сцену секретаря Союза писателей России, члена Правления Московской писательской организации Ивана Юрьевича Голубничего.

Иван Голубничий:

— Уважаемый Александр Маркович! Дорогие коллеги!

Разрешите зачитать Вам решение Правления Московской писательской организации.

Решением Правления Московской писательской организации Александр Маркович Файн за книги "Мальчики с Колымы" и "Прости, мое красно солнышко" и верное служение отечественной литературе награждается премией и медалью имени Антона Павловича Чехова.

От всей души поздравляю Вас, уважаемый Александр Маркович, и желаю Вам новых творческих успехов!

Александр Файн:

— Больше спасибо. Мне как-то неловко. Я расцениваю это как аванс на будущее.

Евгений Степанов:

— На правах ведущего задам писателю несколько вопросов.

Александр Маркович, о Колыме написаны десятки книг. Достаточно вспомнить произведения Солженицына, Шаламова… Почему к этой теме обратились Вы?

Александр Файн:

— Колыма — это огромная, вечная тема. К ней обращались классики — Шаламов, Солженицын, Аксенов и другие. Но в основном они писали о том, что происходило в самих лагерях. И взгляд писателя упирался в противостояние жертв-зэков и палачей-энкаведешников. В произведениях были две краски: черная — для первых и красная — для вторых. Но ведь была жизнь людей и за колючей проволокой, точнее — с ней рядом. Люди предавали по необходимости и желанию знакомых и незнакомых, страдали, "стучали" и любили, мечтали, "боялись", рожали детей и просто жили. Над ними всегда висел дамоклов меч-перспектива перейти из лагеря вольнонаемных в лагерь зэков. Причина могла быть любой. Сталинский режим правил всеми: врачом и генералом, артистом и рабочим, комиссаром НКВД и парикмахером, колхозником и скрипачом. Вот о чем повесть "Мальчики с Колымы".

Евгений Степанов:

— Как Вы видите свое место в литературном процессе?

Александр Файн:

— Учитывая мой возраст и жизненный путь, в котором было многое и не раз менялся вектор пути, я хочу прожить еще раз жизнь со страной в периоде 1939 год — современность. Это серия коротких рассказов - маленьких повестей. Один рассказ — одна судьба. Очень хочу добиться правдивого изображения — как это было на самом деле, но через конкретных людей из разных слоев общества.

Евгений Степанов:

— Вы много и профессионально пишите о спорте.

Александр Файн:

— Я вообще считаю, что писать надо о том, что знаешь и чувствуешь. В спорте я провел счастливых восемь лет. Он многому меня научил. Мой сын — чемпион и рекордсмен Европы среди юниоров, с ним я еще раз прожил эти счастливые дни.

Евгений Степанов:

— Сейчас я попрошу Вас прочитать рассказ из книги "Прости, мое красно солнышко".

Александр Файн читает рассказ "Дуська".

Евгений Степанов:

— Спасибо, Александр Маркович! Друзья, мы переходим к обсуждению прозы Александра Файна. Я всех призываю говорить по существу, убежден, что обсуждение полезно любому писателю. Не будем также забывать, что в литературу Александр Файн пришел уже в зрелом возрасте. И сейчас я попрошу сказать несколько слов нашего уважаемого мэтра, доктора философских наук, поэта, декана Академии Наталии Нестеровой, номинанта на Нобелевскую премию Константина Александровича Кедрова.

Константин Кедров:

— Я еще нигде не читал правды о своем поколении. Автор старше меня, но я хорошо помню все, начиная с 1949-го года. Помню, что проделывали с нами все эти сталины, хрущевы, брежневы, андроповы, черненки и горбачевы аж до августа 1991-го. Кажется, Пастернак сказал, что не нужно никакого искусства — надо просто говорить правду. Но это вовсе не легко. Андрей Белый мемуары свои изложил александрийским стихом — получилось гениально. Тот же размер скучно читается в "Петербурге". Файн избрал лаконичный и внешне простой чеховский стиль — все получилось. Я помню этот быт конца сороковых-начала пятидесятых. Мой отец режиссер, и мы еще жили в привилегированных условиях — трое в комнате метров 15. Тут и дрова, и уголь, и ведро с водой, и ведро с жидкими отходами, и мусорное ведро. Помню вечные очереди, то с ведром, то с бидоном. То за водой у водокачки, то за керосином, то за молоком, с утра пораньше.

Вы еще не все рассказали. Пишите, пишите еще. Пусть люди узнают. Ведь до сих пор, даже у Аксенова, сплошной голливудский глянец-вранье.

Евгений Степанов:

— Спасибо, Константин Александрович. А сейчас слово предоставляется писателю, инженеру, кандидату технических наук, лауреату Государственной премии СССР Виктору Евгеньевичу Грушко.

Виктор Грушко:

— Уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем книгу Александра Марковича Файна "Прости, мое красное солнышко". Я ее прочитал полностью. Она состоит из двух повестей и двух рассказов. Мне они понравились. Чем? Средой. Да, именно средой. Это моя среда. Мы одногодки — родились до войны, через нас прошли и война, и послевоенное время. Это сороковые, пятидесятые годы прошлого столетия. Мы помним и Сталина, и Хрущева. Брежнева, и Горбачева. Восьмидесятые и девяностые годы. И не написать об этом, значит отнять от себя то, что Фазиль Искандер назвал так: писание книг — это не только творчество, это инстинкт передачи опыта. Именно инстинкт. А это уже святое.

Что интересного в этой книге? В первую очередь ИСТОРИЯ. Не та история, которая пишется под диктовку в угоду чьим-то интересам, а чистая история, освобожденная от наноса угодничества. А такая история может быть написана только молодым человеком, маленьким взрослым. Александр Маркович Файн рассказывает читателю историю жизни людей в зоне под именем Колыма. Историю двух мальчиков, которые по воле судьбы оказались в этой зоне и могли воочию наблюдать за взрослой жизнью. И на себе ощутили всю тяжесть этой жизни в неестественных для человека и тяжелейших условиях существования. Они могли слушать рассказы родителей о жизни заключенных, видеть их рабский труд... Обостренные чувства, которые характерны для такого возраста, когда все в жизни происходит в новинку и особенно ощущается потребность в познании окружающего мира, в объяснении многих непонятных событий, позволили малолетнему герою все запомнить и со временем объяснить самому себе и нам с вами. Признаюсь честно, что для меня было открытием то, что я прочитал. По своему опыту знаю, опыту того же возраста, слово "Колыма" означало что-то страшное, вызывало ассоциации со смертью и голодом. И только сейчас, после прочтения этой книги, мне стало ясно, какую географию оно охватывает, гигантские масштабы, куда умещается пол-Европы! И этот молодой человек сумел нам рассказать об этом захватывающе интересно. Вот это и есть история, так как история страны — это, в первую очередь, история людей.

Этот же неравнодушный взгляд, как прожектор мыслей и чувств, пронизывает и более позднее время, всем нам знакомое время перестройки. И уже на новом фактическом материале. На материале перестройки общества мы видим историю формирования новых производственных отношений. Создание новой формации людей: активных и творческих собственников. Людей труда, которые создают новый химический продукт, успешно конкурирующий на рынке. Александр Маркович показывает нам, как непросто проходит этот процесс, сложности с освоением, другие трудности. Многие читатели узнают и себя, и своих коллег, разделят с ним проблемы этой жизни. Вот это и есть "История". С двух разных позиций — наблюдателя и исследователя, если так будет угодно.

Мне было интересно читать эту книгу еще и потому, что Александр Маркович прекрасно владеет художественным словом, способен создать образ сжато, коротко и емко и обрисовать его так, как будто с этим человеком был знаком и более того, хорошо его знал. Вот, например, Файн описывает событие, которое произошло на золотодобывающем руднике. Рудник добывал золото и ежедневно докладывал об этом в Москву. Срывы были недопустимы. Все каралось самым кардинальным средством — маузером. Это маузер вместе с пулеметом унес сотни тысяч жизней! Так вот, на одном руднике вышел из строя электромотор. И для того, чтобы поставить новый, надо было остановить производство на пять дней. Руководство рудника пребывало в растерянности — ибо это означало крах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И вот руководству докладывают, что один зэк просит принять его по вопросу этого мотора. Зек пришел в контору. И поставил вопрос ребром: если починю — даете мне волю. Не починю — расстрел. Прочитав этот эпизод, возникает много мыслей, видишь и время, и события, и обстановку, в которой этот диалог проходит. Мне думается, в этом и заключается сила литературы: переместиться во времени и в пространстве, разбудить и чувства, и мысль. А в итоге, понять себя.

О любви. Эта извечная тема нашла свое отражение в книге Александра Марковича. Он рассказал о большой любви, где есть ожидание и страсть, радость и горе. Верность и измена… Показаны реальные люди с их заботами и переживаниями, и во всем этом виден человек тонкой души и высокой интеллигентности.

Теперь несколько слов о речи. Есть мнение, что человек не меняется во времени. А каким способом мы узнаем человека? В первую очередь, через его речь. Возможность почувствовать себя человеком того ушедшего времени дает речь писателя и фразы, которыми разговаривают герои Александра Марковича. Когда вчитываешься в книгу, то вспоминаешь и родителей, и какие-то эпизоды, и обстановку… Наверно, литература — это и есть та машина времени, которую многие годы хотят создать, да никак не удается! И не дай Бог ей заработать вновь, да в полную силу!

Я хочу поздравить Александра Марковича с большим успехом — написанием и опубликованием этой прекрасной книги, пожелать ему заинтересованных читателей и дальнейших творческих успехов.

Евгений Степанов:

— Спасибо, Виктор Евгеньевич! А сейчас выступит критик, постоянный автор журналов "Знамя", "Дети Ра" Елена Сафронова.

Елена Сафронова:
— Аннотация к книге прозы Александра Файна "Прости, мое красно солнышко", состоящей из двух повестей и двух рассказов, гласит: "Людская память слишком коротка, рукописи горят, события забываются, и тем ценнее литературные произведения людей, много переживших и много повидавших в своей жизни. О Колыме написана масса книг, некоторые стали классикой, но новый талантливый автор, не понаслышке знающий этот суровый край, сегодня большая редкость". Так и есть — "стержнем" этого прозаического сборника является недлинная повесть "Мальчики с Колымы". Преувеличенно строго, безо всяких литературно-художественных излишеств, повесть рассказывает о том, как специалист в области металлургии уехал на Колыму по контракту — чтобы не попасть туда же по этапу, как он организовывал производство силами заключенных, находясь под той же, что и они, угрозой мгновенного расстрела, чуть что не так, как он узнал тайны своей жены, любовницы крупного сталинского военачальника — любовник жены предупредил об аресте, и он же сделал ей ребенка, которого спец воспитывал как своего, как обоим сыновьям этой несчастной женщины изменили биографию, вписав в обновленные паспорта другую мать… Все это правда. Все это было. И "слишком много" о Колыме рассказать нельзя. Мы все, нынешние россияне, в какой-то мере потомки Колымы. О том, откуда мы вышли, надо знать все — только тогда мы сможем предполагать, куда придем…

Литература — не единственное дело жизни Александра Файна. Он профессор, автор более семидесяти изобретений в сфере оборонной техники, руководитель крупного предприятия… дитя Колымы и знаток ее. Детство Файна, как и детство героев "Мальчиков с Колымы", прошло именно там, на территории, подведомственной Государственному тресту по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы (Дальстрою). Говорить, что повесть Файна автобиографичная — значило бы взять на себя ненужную ответственность за непроверенные заявления. Скорее, она просто правдивая и честная. Правдивой ее делают хорошее знание быта и нравов Колымского края. А честной — невозможность умолчать о тяготах колымской жизни и ужасе существования такого громадного, размером в пол-Европы, "государства в государстве", через столько лет после расформирования Дальстроя (1953 год)… Воспоминание о Колыме — один из уроков истории, который она повторяет и повторяет своим нерадивым ученикам…

На суровом и вместе с тем возвышенном фоне "Мальчиков с Колымы" повесть "Прости, мое красно солнышко" выглядит весьма тривиальной историей мужчины, запутавшегося в своих возлюбленных и своих чувствах. Это вовсе не так "сильно", как "Мальчики…". В рассказе "Чистая душа" призрак Колымы снова встает во весь свой грозный рост — в виде "портрета" старой лагерницы, чья жизнь изуродована десятью годами лагерей. История изложена непосредственным "колымским" языком, так, что к ее финалу всякий читатель становится "полукровкой, знающим музыку". Эта лингвистическая вольность — одновременно и художественный прорыв, ибо недалек тот час, когда феня исчезнет из современной палитры языков. В связи с ненадобностью. Во всех слоях российского общества. В том числе и в маргинальной или уголовной среде, боюсь, ее заменят англицизмы и "бюрократизмы"... А замыкающая книгу "Дуська" — простой и добрый рассказ о дружбе деда и внука, скрепленной уходом за найденной на улице кошкой, о преемственности поколений, о том, что каждое время несет с собой новые мысли и характеры… Пожалуй, даже слишком простой и ожидаемый рассказ.

Но благодаря "Мальчикам с Колымы" книга Александра Файна занимает достойное место в ряду книг, вышедших в России в текущем году.

Евгений Степанов:

— Спасибо, Лена. Выступает поэтесса, бард, выпускница Литературного института имени А. М. Горького Татьяна Романова-Настина.

Татьяна Романова-Настина:

— Прежде всего, книга Александра Файна "Прости, мое красно солнышко" автоматически включается в поток документальной литературы, сюжетно отражающей время тоталитарного режима. Представленная двумя повестями — "Мальчики с Колымы", "Прости, мое красно солнышко", а также двумя рассказами — "Чистая душа" и "Дуська" — книга композиционно целостна и концептуально выдержана. Наиболее сильным произведением представленной композиции является повесть "Мальчики с Колымы". Здесь задействованные художественные средства работают в полную силу, образы зримые и живые. Плотный, интонационно пронзительный эпизод взаимоотношений отца — Крайнего, бывшего начальника лагеря, пониженного в должности и звании за то, что не "справился с волнениями зэков", — с сыном Эдиком, в основе которых лежат насилие, садизм, жестокость, детская подавленность, в свою очередь порождающие апелляцию к сверстникам с помощью тех же низменных и жестоких притязаний, — указывают на прямую зависимость от страха… Именно в состоянии страха происходит выхолащивание понятия чести, человеческого достоинства, попросту — происходит обезличивание, столь необходимое для управления. И "редкая птица долетит до середины Днепра". Эта мысль многогранна и крайне неутешительна. Не зря ведь в конце повести писатель дополнительно акцентирует внимание читателей на том: "Скольких вавиловых и мейерхольдов и просто детей своих не досчиталась после колымской людорезки земля русская!". Равнодушие и страх сделали свое "черное" дело. Кроме того, в повести "Мальчики с Колымы" непреклонно доминирует мнение, что трагедия нашего народа не происходит из ниоткуда. Она не навязана нам инопланетянами или иноплеменными захватчиками в качестве идеи или инфекционного заболевания. Она, вся как есть, — наша, и поэтому оправданной целью повести является задача побудить читателя выйти из состояния "народ безмолвствует" и приложить все усилия для недопущения повтора подобной трагедии.

Евгений Степанов:

— А еще Татьяна нам сегодня споет.

Татьяна Романова-Настина поет романсы.

Евгений Степанов:

— Слово предоставляется одному из самых суровых критиков — Ирине Горюновой.

Ирина Горюнова:

— Я не хочу говорить слишком умных слов и оперировать литературоведческими терминами. Этого не требуется. Ведь моя цель — сказать то, что я думаю об этой книге, а не показать собственную эрудицию. Книга Александра Файна — одна из тех книг, которые я оставлю на своей полке, именно потому, что она настоящая, живая, и герои ее объемные, всамделишные, не одномерные, как у многих современных писателей, гонящихся за успешной коммерческой составляющей. И "Мальчики с Колымы", и "Прости, мое красно солнышко", и рассказы имеют одну очень важную характеристику — подлинность, собственный писательский стиль. Эти произведения нельзя сравнивать, потому что они слишком разные, написанные с разной целью, имеющие разные задачи. Файну удается оставаться самим собой, увидеть истинную природу человека и написать ее такой, какова она есть. Его герои люди со своим адом в жизни и со своим адом в душе. Писатель показывает, что именно здесь и сейчас надо видеть: что есть человек. Я надеюсь, что Александр Файн скоро представит нам другие свои произведения, которые я с интересом прочту, потому что среди всего многочисленного изобилия книг настоящих живых произведений, увы, не так много.

Евгений Степанов:

— Ира, спасибо. А теперь попросим высказаться писателя, академика Петровской академии Виталия Александровича Владимирова.

Виталий Владимиров:

— В книгу Александра Файна "Прости, мое красное солнышко" вошли две повести и два рассказа.

"Мальчики с Колымы". Достаточно произнести слово Колыма и тут же всплывут в памяти рассказы Шаламова, песни Высоцкого и "Архипелаг Гулаг" Солженицына. Тем интересней повествование о тех, для кого Магадан — город, в котором ходишь в школу и магазин, в спортзал и на службу, на встречу с другом и свидание с любимой. С чисто литературной точки зрения в повести хитросплетенный сюжет. Сводные братья, непростая судьба их родителей. При этом не оставляет ощущение правдивости, достоверности. Потому что сюжет диктует сама жизнь, потому что герои (а их иначе и не назовешь!) живут на Колыме, что "…названа чудной планетой". И поэтому является органичной составляющей художественного текста документальный текст о Колыме, названный просто справкой. Так автору удается добиться главного, что является высшей целью творчества — добиться художественной правды.

Из справки узнаешь малоизвестные, но представляющие настоящий исторический интерес, факты. Например, решение об использовании Дальнего Востока для участия в союзнической помощи со стороны США, так называемого ленд-лиза. Или потопление сухогруза "Самарканд" японским военным флотом еще до объявления СССР войны. Дело еще и в том, что мой отец работал в 1941-1946 годах в США как раз по линии ленд-лиза. А я с мамой в 1943 году должен был плыть на пароходе "Кола" из Владивостока через пролив Лаперуза. Нас случайно пересадили на другой пароход, а "Кола" был торпедирован японской подлодкой. Еще одна малоизвестная страница Второй мировой…

Есть еще осознание, которое появляется после прочтения книги Александра Файна. Это понимание того, какими стали мальчики с Колымы, какие духовные ценности они унаследовали от своих родителей, как они строят новую Россию. Им интересно жить, они делают свое дело с азартом и удовольствием, умело и основательно, будь это бизнес или художественная литература.

Герой повести "Прости, мое красно солнышко" сродни персонажам героев Джека Лондона и Хемингуэя. Пить, так стаканом, бить хаму морду первым, любить, так королеву. Но в отличие от романтиков Джека Лондона герой Александра Файна — мальчик с Колымы. Ему приходится пробиваться к министру, используя свои боксерские навыки. И главное не то, что цель оправдывает средства, а то, что цель благородна.

Дорогого стоят слова автора. "Не дай Бог, чтобы внуки тех, кто стоял тогда по разные стороны колючей проволоки, подошли к барьеру. Но и не дай, Боже, нам в беспамятстве жить".

Такой получилась книга Александра Файна.

Хорошей. Побольше бы таких.

Евгений Степанов:

— Спасибо, Виталий Александрович. А теперь музыкальный привет от звезды мировой сцены Павла Пушкина.

Поет Павел Пушкин.

Евгений Степанов:

— Теперь свое творчество продемонстрирует замечательная болгарская танцовщица Светлана Фурсенко. Кстати говоря, Светлана ведет хореографические курсы. Все желающие могут к ней записаться.

Светлана Фурсенко танцует болгарские народные танцы.

Евгений Степанов:

— И, наконец, выступает аккордеонистка, лауреат международных конкурсов Клавдия Тарабрина.

Выступает Клавдия Тарабрина.

Евгений Степанов:

— Спасибо, Клавдия. Александр Маркович, что бы Вы хотели сказать?

Александр Файн:

— Я хочу всех сердечно поблагодарить за это обсуждение, за концерт. И хочу всех пригласить на банкет, чтобы мы еще пообщались в неформальной обстановке.

  Биография ல  Библиография ல  Произведения ல  Новости ல  Фотоальбом ல  Пресса ல  Гостевая ல  Контакты